Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей — акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях.
Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем 5 рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа. Государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства.
Однако данная процедура зачастую влечет за собой значительное количество жалоб, которые поступают в территориальные налоговые органы, а впоследствии и в ФНС России.
Пример: ликвидатор юридического лица обжаловал в Управление отказ в государственной регистрации. Управление оставило жалобу без рассмотрения, поскольку ликвидатор в подтверждение своих полномочий на подписание жалобы не представил доверенность.
ФНС России по результатам рассмотрения жалобы ликвидатора на решение Управления указала, что ликвидатор имеет право действовать от имени юридического лица без доверенности с момента его назначения компетентным органом управления юридического лица. При подаче жалобы лицо, назначенное ликвидатором, в соответствии с законом № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», является заинтересованным лицом.
Заинтересованное лицо имеет право обжаловать решения регистрирующего органа о государственной регистрации (об отказе в государственной регистрации).
В ходе рассмотрения другой жалобы Федеральная налоговая служба, напротив, отказала в удовлетворении требований налогоплательщика.
Руководитель организации в сентябре 2016 года представил документы для внесения изменений в ЕГРЮЛ. Однако регистрирующий орган отказал в регистрации этих изменений: в представленном руководителем протоколе внеочередного общего собрания участников отсутствовала информация о приведении учредительных документов в соответствие с нормами Гражданского кодекса РФ. Такое требование закона касается только случаев первого изменения учредительных документов юридического лица после 1 сентября 2014 года (для организаций, созданных до этой даты). Поскольку заявление о внесении изменений в ЕГРЮЛ было подано после указанной даты впервые, отказ регистрирующего органа ФНС России признала правомерным.